В фойе кинотеатра ко мне подошли двое мальчишек лет четырнадцати и попросили провести их на "Звёздные войны". Потом, правда, оказалось, что они собираются на другой сеанс, а сейчас, видимо, нужно не просто купить детям билеты, но и отвести их в зал за ручку. Бред, конечно, но что поделаешь.
Эта встреча заставила меня повнимательнее посмотреть на свои билеты. Оказывается, "Последних джедаев" снабдили рейтингом "16+". Это заставило меня задуматься о системе рейтингов вообще. За оставшееся до начала кино время я успел прийти к выводу о том, что она должна быть прямо противоположна нынешней, и детям нельзя показывать именно фильмы, где застреленные враги бескровно и безмолвно падают на землю, а не те, где крупным планом демонстрируют их страдания. Потому что во втором случае в подрастающем мозгу лучше закрепится мысль, что убивать других людей - это нехорошо. Иными словами, "Спасти рядового Райана" несёт в себе куда более сильный посыл против войны и насилия, чем какой-нибудь, например, "Железный человек".
Ну, кто бы сомневался, правда?
С такими мыслями я досмотрел трейлеры и дождался ставших уже классикой наклонённых в перспективу титров на фоне звёзд.
Spoilers ahead!
Начало "Последних джедаев" (режиссёр, кстати, говорил, что название следует понимать в единственном числе) сперва кажется некой смесью кульминации "Новой надежды" и завязки "Империя наносит ответный удар". Повстанцы пытаются задержать флот Ордена, готовый уничтожить их базу, и в то же время эвакуировать с планеты своих людей. Единственный X-Wing вылетает навстречу дредноуту, пилот не упускает случая потроллить самодовольного орденского адмирала по открытому радиоканалу, и начинает казаться, что напряжение спадает...
Потом ПВО дредноута оказывается уничтожена, бомбардировщики повстанцев начинают атаку, Орден запоздало поднимает истребители, и начинается бой со взрывами и свистом лазеров в пустоте. И вроде бы всё это мы уже видели и четвёртом, и в пятом, и первом, и в третьем эпизодах, но Райану Джонсону неожиданно удаётся то, что ускользнуло от Джорджа Лукаса. Зритель вдруг начинает сопереживать персонажам со всего парой минут экранного времени, чьих имён он даже не знает, и держится за подлокотники кресел, пока бомбардировщики упрямо ползут вперёд, словно "Летающие крепости" сквозь разрывы снарядов 88-миллиметровок. А когда последняя выжившая на борту последнего уцелевшего бомбардировщика, молодая, красивая девушка, понимая, что ей уже не спастись, погибает, но сбрасывает бомбы - что-то внутри обрывается, и понимаешь, что фильм по-настоящему берёт за душу. А когда командир дредноута, немолодой мужчина с бульдожьим лицом старого вояки, а не тылового выскочки, за мгновение до взрыва качает головой с досадой на бездарное начальство - ему тоже удаётся сочувствовать.
Честно говоря, я не припомню ни одного второстепенного персонажа "Звёздных войн", на чьей гибели был бы сделан такой короткий, но в то же время мощный акцент. Разве что в "Атаке клонов" служанку Падме Амидала показали крупным планом после взрыва, но тот эпизод не оставил такого сильного впечатления. А здесь впечатление есть. И оно есть не только у зрителей, но и у других героев. После боя Лея даёт По Дэмерону крепкую пощёчину и понижает его в звании за нарушение приказа и бессмысленные жертвы, и мы понимаем её, понимаем, что спасение людей важнее красочного взрыва вражеского корабля, понимаем не только умом, но и сердцем.
Тем временем фильм переносится к последним джедаям из названия. Сцена из развязки "Пробуждения силы" продолжается неожиданно: Люк берёт у Рей световой меч - и небрежно бросает его через плечо. После фиаско с Беном Соло он не желает учить ни её, ни кого джедаев вообще. Однако Рей настойчива, и в конце концов он даёт ей несколько дельных советов на фоне потрясающих пейзажей Скеллиг-Майкл - впрочем, она понимает его по своему. Тут снова видится отход от канонов прошлых эпизодов, когда падаван либо принимал учение мастера, либо вставал на скользкую дорожку к тёмной стороне. Люк и сам это понимает и признаёт, что времена меняются. Так или иначе, Рей свою сторону силы, похоже, определила.
"Пробуждению силы" многое ставили в вину. Помню, как разочарованно вздохнул зал, впервые увидев Кайло Рена без шлема. Лично я сразу сказал, что если относиться к нему не как к неумолимому злодею в стиле Вейдера, а как к юноше с комплексами, чей путь на Тёмную сторону коренится в подростковых противоречиях, то и типаж, и актёрская игра Адама Драйвера оказываются практически идеальными. В "Джедаях" Кайло продолжает раскрываться с этой же стороны, но обнаруживает в себе большую глубину. Он всё ещё метается внутри, он всё так же склонен к истерическим выходкам, но к концу фильма он, кажется, определяется с тем, на какой стороне ему остаться. Впрочем, борьба в нём, похоже, ещё будет продолжаться.
***
Вселенная "Звёздных войн" за почти сорок лет проработана невероятно подробно. Однако многие вещи остаются где-то на задворках расширенной вселенной. И важнейшая из них - экономика. Пожалуй, единственной неуклюжей попыткой включить её в основной сюжет была линия Торговой федерации в первом эпизоде. Однако упоминания о чрезмерном налогообложении заканчиваются сразу после пролога, а затем сюжет встаёт на привычные рельсы борьбы добра со злом. Конечно, это та простота, которой нам так недостаёт в реальном мире. Но, как уже было сказано, времена меняются, и сейчас в моде деконструкция и прочий постмодерн. И здесь главной находкой "Последних джедаев" оказывается тупиковая на первый взгляд сюжетная линия с поиском взломщика, а также героиня Келли Мари Трэн.
Роуз, очаровательная и в то же время полная внутренней силы девушка, - кажется первый во всей саге персонаж, которого можно, пользуясь языком советских учебников, назвать представителем пролетариата. Она упоминает о том, что родилась на планете, где жителей нещадно эксплуатировали на работе в шахтах. Она же открывает глаза Финну, очарованному роскошью и изяществом "космического Монте-Карло" Канто-Байт, на истинное происхождение окружающего его богатства. Игроки в казино и зрители на скачках - те самые, кто наживается на страданиях простого народа.
Не случайно Маркс называл именно пролетариат революционным классом. Для выросшего в крестьянской семье Люка или для аристократки Леи борьба Сопротивления может идти за абстрактные идеалы свободы и демократии, добра и справедливости, победы света над тьмой. Для Роуз же эти идеалы воплощены во вполне конкретную борьбу за жизнь без угнетения богачей, свободу от империалистической эксплуатации.
По Ленину, империализм - высшая стадия развития буржуазного капитализма. Для него характерны монополизация экономики и слияние капитала с государственным управлением. Если мы оглянемся на историю далёкой-предалёкой галактики, то увидим, что в ней происходил точно такой же процесс. Первые неуклюжие попытки торгово-промышленных конгломератов бросить вызов центральному правительству сменились открытым развязыванием гражданской войны, в результате чего уже самому правительству потребовались во множестве боевые звездолёты, истребители, оружие, боеприпасы и прочая необходимая атрибутика. Провозглашение Империи требовалось просто для продолжения милитаризации после завершения Войн Клонов. Затем военные расходы потребовались на борьбу с республиканским Альянсом, а затем - на противостояние Ордена и повстанцев.
С этой точки зрения, император Палпатин и лидер Сноук, джедаи, ситхи, Орден и повстанцы - всего лишь марионетки в руках империалистических магнатов галактики, которые наживаются на войне, страданиях и гибели простых людей по обе стороны баррикад, а сами при этом живут в роскоши и безопасности. Окончательно нас убеждает в этом персонаж Бенисио Дель Торо, демонстрируя, что AT-AT, TIE-fighter'ы и X-Wing'и идут по прейскуранту одного и того же продавца.
К сожалению, на более глубокое развитие этой темы у сценаристов не хватает то ли смелости, то ли экранного времени. Не получилось раскрыть и некоторых персонажей. Капитан Фазма погибает довольно бесславно, хоть и в финале. Адмирал Холдо в исполнении Лоры Дерн могла бы стать не менее трагической фигурой, чем героиня Вероники Нго, но её дружба с Леей и план по спасению последних выживших повстанцев показана на экране лишь несколькими крупными мазками. Тем не менее, "Последние джедаи" получились отличным фильмом, и даже, не побоюсь этих слов, одним из лучших во всей эпопее "Звёздных войн". Надеюсь, "Дисней" так же порадует нас и в следующий раз.
PS За разворот X-Wing'а кормой вперёд "по-космически" в стиле "Вавилона-5" я просто не могу не добавить "Джедаям" почётный балл.
#StarWars #TheLastJedi #Рецензия #ЧемЯХужеВолобуева